Лекция 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

Меньше стали бояться домовых, чертей и приведений, но их место заняли зомби и коварные пришельцы их космоса. Таким образом, страх и фобии занимают в нашей жизни не последнее место. Все мы живем с их зачатками, только у одних они проявляются в полную силу, а другим еще предстоит испытать на себе воздействие этих недугов. Актуальность темы состоит в том, что по данным ВОЗ количество людей, подверженных фобическим расстройствам очень велико. В ближайшее время ожидается повышение числа больных: Но буквально у каждого второго имеются зачатки фобий, способные развиться сначала в среднюю, а затем и в острую форму болезни. Избыток информации- это чрезмерное внушение сведений о каком-либо объекте. Например, если человеку все время напоминать об опасности прогулок в темное время суток, то рано или поздно он будет испытывать чувство страха, перед этим действием, хотя реальная опасность в этом случае невелика. При недостатке наблюдается обратная картина- человек, не имея достаточной информации, опасается выходить из дома в темное время суток т.

Системное исследование страха

Перейти к загрузке файла Введение Актуальность данной работы заключается в том, что управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер например, неврозов. Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.

В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием.

Актуальность исследования чувства юмора в клинической психологии прежде всего . Физиологические проявления страха, в отличие от тревоги.

Экспериментальные исследования проявления страха. Комплексное изучение страха у представитей 63 возраста на ранней зрелости 2. Кластерный анализ страха на различных этапах своего развития 2. Психофизиологические характеристики эмоции страха. Особенности состояния страха у мужчин и женщин. Психологические различия в проявлении страха. Личностные особенности страха у мужчин и у женщин 3.

Теоретическое обоснование феномена тревожности

Комплексный психофизиологический подход к изучению тревожности и страха И. Ивлева Воронежская государ-ственная медицинская академия им. Бурденко В настоящее время отсутствует единая концепция тревожности, что обусловлено различными подходами к данной проблеме в психиатрии, физиологии, психологии и клинической фармакологии. Следует отметить, что тревожность и страх имеют два взаимосвязанных и в то же время достаточно самостоятельных аспекта: При этом наиболее часто применяемые методы экспериментально - психологического исследования феноменов тревожности и страха оценивают именно субъективные переживания, которые подвержены значительным флуктуациям, связанным со спецификой конкретной методики, социокультурными и гендерными установками пациента, уровнем его образования, отношением к обследованию и т.

Сегодня нам многое известно о физиологии страха. страха» вопрос ставится шире, а упоминаемые психологические теории и исследования являются не .. Большинство потенциальных рисков никогда не станут актуальными.

Молодость как определённая ступень жизненного пути биологически универсальна, но возрастные границы молодого человека, его положение в обществе и социально-психологические особенности имеют общественно-историческую природу. Актуальность проведенного исследования обусловлена, прежде всего тем, что современная педагогическая психология преодолевает укоренившиеся в прошлом представлении, согласно которому молодость-всего лишь подготовительный этап жизни, собственная значимость которого минимальна.

Известный швейцарский педагог И. Песталоцци одним из первых отстаивал убеждения, что молодость - самоценный этап жизни человека. Справедливость этого убеждения стала очевидной в минувшем веке, когда социальный статус молодёжи существенно повысился. Именно поэтому любая возрастная группа молодёжи стала объектом пристального внимания со стороны психологов, социологов, культурологов.

Между тем в начале нашего столетия стало очевидным, что самоцветность юного возраста по-прежнему недооценивается. Назрело необходимость говорить сегодня о принципиально новом понимании молодёжи, исходным пунктом которого является взгляд на неё как на равноправную в ряду других поколений, особенности которого наиболее ярко выражены не в возрастных характеристиках, а в стремлении к самоопределению и самоутверждению. Знакомство с психологическими исследованиями по данной проблеме, их анализ и систематизация позволяют утверждать: Злободневность проведённого исследования связана также с тем, что осмысление социального развития молодёжи во многих психологических исследованиях утрачивает проблемность.

В поле зрения психологов попадает в основном общие вопросы социализации, изучение различных психологических новообразований, преображение ценностных ориентаций. Однако реальное социальное развитие подростка и молодого человека в целом подвержено влиянию различных, в том числе и деструктивных психологических феноменов, таких, как тревожность, конформность психики, агрессивности, стереотилизация поведения.

Физиология фобических расстройств и анализ страхов у детей школьного возраста

Облигатность этого механизма вытекает, очевидно, из уже упоминавшейся связи психического стресса с включением психологической переменной — угрозы [, ], ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности. Это значение тревоги подчеркивалось, в частности, Н. Левитовым [], рассматривавшим тревогу как психическое состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного.

Страх и связанная с ним функция физиологической активации выполняют, . Рэзрен в своем оригинальном исследовании вырабатывал условную.

Страх — основное содержание эмоции…………………………………6 4. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми - конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. После анализа данного журнала за 15 лет, нами была обнаружена всего одна статья по нашей теме: В статье дается описание исследования причин возникновения компьютерной тревожности и рекомендации ее преодоления на первичных этапах работы с компьютером.

Далее мы подробно остановимся на раскрытии заявленной нами темы. Страх представляет собой одну из основных эмоций. Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия.

Гормон страха. Адреналин в крови. Физиология страха

Методы изучения и диагностики эмоций По определению, эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний удовлетворения, радости, страха и т. Сопровождая практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.

По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют, во-первых, эмоциональный фон или эмоциональное состояние , во-вторых, эмоциональное реагирование.

Актуальность темы исследования. Выраженный страх стоматологического вмешательства занимает высокое место в иерархии человеческих страхов.

Страх традиционно изучается как эмоция в ситуации реальной или придуманной опасности. Такой аспект исследования страха представлен в работах С. Рубинштейна , П. Пиаже , В. Вилюнаса , П. Симонова , А. Лука , Л. Аболина , Л. Гозмана , Б.

Стоматофобия как социальная проблема: факторы формирования и возможности профилактики

Стреляу, ; и др. Джеймс считал, что страх, как и другие эмоции, возникает в результате ощущения физиологических изменений в собственном организме лбоимся, потому и что дрожим По Подобной теории точки зрения , придерживался одновременно. Многие исследования были направлены на выявление участков мозга, участвующих в порождении эмоции страха , ; но это также и те события, которые могут вызвать у нас какое-либо неприятное переживание, как-то:

Страх; фобии; Природа страхов; страхи, порождаемые время происходят характерные физиологические и химические реакции.

Рисунок 1 — Возрастная динамика различных видов страхов у женщин Рисунок 2 — Возрастная динамика различных видов страхов у мужчин Анализ результатов показывает, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста высокий уровень страхов различных групп. Самый популярный страх в данных возрастных категориях это пространственный и архаический страхи. Преобладающими видами страха у женщин являются социальный и страх, связанный с работой. У лиц обоих полов социальный страх особо выражен в возрастах лет и , что совпадает по времени с самоопределением молодых людей и поиске своей профессии и работы.

Примечательно, что у женщин страх, связанный с работой по мере возрастания возраста стабильно снижается, в то время как у мужчин остается примерно на одном уровне, а во время взрослости повышается. Вероятно, это связано с более сильной социальной нагрузкой на мужчин, так как принято, что мужчина является кормильцем, поэтому удержать работу и выполнять ее хорошо является для них важной задачей.

Социальный страх по мере взросления начинает снижаться. Такие данные могут быть следствием повышения экономической стабильности взрослых людей, а также изменения социальной ситуации — если для юношей и подростков важны отношения со сверстниками, то в период взрослости приобретают значимость тесные семейные отношения, в которых нет жестких социальных оценок и борьбы за власть.

Среди архаических страхов особенно популярен страх перед некоторыми животными, такими как пауки, крысы, змеи и др. Юнг предположил гипотезу о том, что такие страхи передаются из поколения в поколение, начиная от наших предков. Дело в том, что издавна люди опасались змей и пауков, как представителей самых ядовитых существ на земле, а крысы скорее не пугают людей, а отвращают, в связи с их славой переносчиков инфекционных заболеваний в т.

Американский исследователь, доктор Элизабет Кюблер-Росс провела много времени у постели умирающих больных и выделила в их переживаниях пять стадий приспособления к мысли о смерти — отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Исходя из этого исследования, можно сделать вывод о том, что человек не считает себя смертным, он не ложится в кровать думая о том, что завтра его не станет.

Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности

Эмоции бывают положительные и отрицательные. Что же такое эмоция? Эти переживания и называют чувствами или эмоциями. Эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека.

Что читать о природе эмоций и их роли в нашей жизни рекомендует кандидат психологических наук Наталья Кисельникова.

Методологические основания анализа социального страха. Страх как социокультурный феномен. Историческая динамика и трансформация социального страха. Введение диссертации год, автореферат по философии, Савина, Марина Олеговна Актуальность темы исследования определяется сложностью современной ситуации развития российского общества и попыткой осмысления характерных для нее радикальных трансформаций, затронувших все уровни и сферы человеческого бытия, а также поисками выживания человечества, и в перспективе - путей его устойчивого и цивилизационного развития.

Происходящие в российском обществе глобальные изменения провоцируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов. Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с реальным расщеплением социальной структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы жизнедеятельности человека и повышенная тревога за судьбу человечества.

Страх оказывает большое влияние на жизнь современного человека, выстраивающего в свою жизнь в сложных социальных условиях. Настроение и поведение социальных субъектов в целом зависимы от тех чувств, которые они питают в отношении будущего, и страх перед ним является типичным для современной эпохи. Проблемы социального страха, катастроф, социальной неустойчивости, деструкции актуализируются в контексте проблем выживания и развития российского общества, поиска социальных сил, которые могли бы способствовать укреплению позитивных процессов.

Исследование страха как феномена современного общественного бытия становится особенно актуальным в переходные периоды развития общества, в точках экстремума социальных систем, когда повышается интенсивность ощущения страха, и он обретает глобальный характер.

Собаки Павлова. Физиология страха